Стандарт ACEA

В 1996г. ведена европейская классификация моторных масел, разработанная АСЕА. Классификация АСЕА содержит единые базовые требования к эксплуатационным свойствам масел. С 1 февраля 2002 года АСЕА ввела в действие классификацию в которой моторные масла делятся на три класса:

  • класс А — масла для бензиновых двигателей;
  • класс В — масла для дизелей легковых автомобилей;
  • класс Е — масла для дизелей грузовых автомобилей.

Категории в классах масел обозначаются арабскими цифрами, например: А5, В4, Е2, после которых две цифры обозначают год введения данной категории. Классификация АСЕА в редакции 2002 года представлена в таблице 5.

Классификация моторных масел АСЕА в редакции 2002 г

Класс АСЕА Категория АСЕА Свойства и область применения
А А1—02

Предназначены для бензиновых двигателей, в которых возможно применение масел, снижающих трение, энергосберегающих, имеющих пониженную вязкость (2,6 — 3,5мПа*с) при высоких температурах и скоростях сдвига. Могут быть непригодны для некоторых двигателей. При применении необходимо руководствоваться инструкциями по эксплуатации. справочниками.


А2—96 вып. 3

Предназначены для широкого применения в большинстве умеренно форсированных двигателей, работающих с нормальным интервалом между сменами масла. В высокофорсированных двигателях применять не следует.


АЗ-02

Стойки к деструкции. Предназначены для высокофорсированных двигателей и/или для эксплуатации при увеличенных интервалах между сменами масла по рекомендациям изготовителей двигателей, и/или для всесезонного применения маловязких масел, и/или для эксплуатации в тяжелых условиях, определяемых изготовителями двигателей.


А4-хх

Предназначены для будущих бензиновых двигателей с непосредственным впрыскиванием топлива.


А5—02

Стойки к деструкции. Предназначены для высокофорсированных двигателей, в которых возможно применение масел, снижающих трение, энергосберегающих, имеющих пониженную вязкость (2,6 — 3,5мПа. с) при высоких температурах и скоростях сдвига. Могут быть непригодны для некоторых двигателей. При применении необходимо руководство¬ваться инструкциями по эксплуатации.


В В1—02

Предназначены для легковых автомобилей и фургонов с дизелями, конструкция которых позволяет применять масла, снижающие трение, энергосберегающие, имеющие пониженную вязкость (2,6 — 3,5мПа. с) при высоких температурах и скоростях сдвига. Могут быть непригодны для некоторых дизелей. При применении необходимо руководствоваться инструк¬циями по эксплуатации.


В2—98 вып. 2

Предназначены для широкого применения в большинстве дизелей легковых автомобилей и фургонов (преимущественно с разделенной камерой) с нормальным интервалом смены масла. Могут быть непригодны для высокофорсированных двигателей.


В3—98 вып. 2 

Стойки к деструкции. Предназначены для дизелей легковых автомобилей и фургонов высокой степени форсирования и/или для использования при увеличенных интервалах между сменами масла по рекомендации изготовителей дизелей, и/или для всесезонного применения маловязких масел, и/или для эксплуатации в тяжелых условиях, определяемых изготовителями дизелей.


В4—02

Стойки к деструкции. Предназначены для дизелей с непосредственным впрыском топлива, устанавливаемых на легковые автомобили и фургоны. Могут использоваться в условиях, описанных в категории В3—98 вып. 2.


В5—02

Стойки к деструкции, долгоработающие. Предназначены для дизелей легковых автомобилей и фургонов, конструкция которых позволяет применять масла, снижающие трение, энергосберегающие, имеющие пониженную вязкость (2,6 — 3,5мПа. с) при высоких температурах и скоростях сдвига. Могут быть непригодны для некоторых дизелей. При применении необходимо руководствоваться инструкциями по эксплуатации.


E Е2—94 вып. 4 

Предназначены для широкого применения в дизелях без наддува и с турбонаддувом, устанавливаемых на грузовые автомобили, работающие в средних или тяжелых условиях, как правило, с нормальным интервалом между сменами масла.


Е3—96 вып.4

С высоким уровнем моющих свойств: препятствует полировке цилиндров, изнашиванию и росту вязкости от накопления сажи, стойки к старению Предназначены для дизелей, удовлетворяющих требованиям Евро-1 и Евро-2 по эмиссии токсичных веществ и работающих в тяжелых условиях. Могут работать с увеличенными интервалами между сменами масла, согласно рекомендациям изготовителей дизелей.


Е4—99 вып.2

Стойки к деструкции, обеспечивают лучшую чистоту поршней, меньшие износ и рост вязкости при накоплении сажи в сравнении с маслами категории Е3—96 вып. 4. Предназначены для высокофорсированных дизелей грузовых автомобилей, удовлетворяющих требованиям Евро-1, Евро-2 и Евро-3 по эмиссии токсичных веществ и работающих в особо тяжелых условиях с увеличенными интервалами между сменами масла, согласно рекомендациям изготовителей дизелей.


Е5—02

Стойки к деструкции. Предназначены для дизелей с непосредственным впрыском топлива, устанавливаемых на легковые автомобили и фургоны. Могут использоваться в условиях, описанных в категории В3—98 вып. 2.

Следует особо отметить, что масла категории Е5—02 сопоставимы с американскими дизельными маслами класса API: СН-4. Европейские автомобилестроители в своей классификации моторных масел выделили масла для дизельных двигателей легковых автомобилей и легких транспортных средств в отдельный класс В. Главная причина — существенно различающиеся условия работы моторного масла в дизелях разных объемов. Количество масла в системе смазки, приходящееся на единицу номинальной мощности, в малолитражных дизелях в среднем на 85% меньше, чем в дизелях большого рабочего объема. Следовательно, кратность циркуляции в них больше. В дизелях легковых автомобилей масло подвергается более интенсивному воздействию газов, прорывающихся из надпоршневого пространства в картер. Это обусловлено более высокой частотой вращения и малым диаметром цилиндра (75 — 85 мм). Среди дизелей легковых автомобилей значительную долю составляют двигатели с разделенной камерой сгорания, в которых образуются частицы сажи больших размеров, что приводит к более интенсивному загрязнению масла.

В 2004 г. была принята новая классификация АСЕА-2004 (табл.6), в которой, масла для легковых автомобилей делятся на два класса:

  • для бензиновых двигателей и дизельных двигателей легковых автомобилей;
  • для двигателей с установкой дополнительного оборудования для снижения токсичности.

Внутри каждого класса существует разделение на категории с различными эксплуатационными свойствами.

Классификация масел АСЕА в редакции 2004г.

Класс
АСЕА
Категория
АСЕА
Свойства и область применения

А/В — масла для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей и малотоннажных грузовиков

А/В А3/B3

Масла, обладающие повышенной стойкостью к деструкции. Предназначены для высокофорсированных двигателей (бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей и фургонов) и/или для всесезонного применения маловязких масел, и/или для эксплуатации в тяжелых условиях, определяемых изготовителем двигателей.


А3/B4

Масла, обладающие повышенной стойкостью к деструкции. Предназначены высокофорсированных бензиновых двигателей с непосредственным впрыском топлива. Также применимы для дизелей легковых автомобилей и фургонов.


А5/B5

Масла, обладающие повышенной стойкостью к деструкции. Предназначены для эксплуатации высокофорсированных двигателей (бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей и фургонов) при увеличенных интервалах замены, допускающих применение снижающих трение, энергосберегающих масел, имеющих пониженную вязкость (2,6 — 3,5мПа*с) при высоких температурах и скоростях сдвига.


С — масла совместимые с системами нейтрализации отработавших газов.

С С1

Масла, обладающие повышенной стойкостью к деструкции. Предназначены для использования в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей и фургонов, оборудованных катализаторами TWC(1), DPF(2) и требующих применения снижающих трение, малозольных (Low SAPS(3)), маловязких масел с вязкостью при высоких температурах и скоростях сдвига выше 2,9мПа. с. Масла обеспечивают увеличение ресурса нейтрализаторов отработавших газов типа TWC и фильтра DPF, обеспечивают экономию топлива.


С2

Масла, обладающее повышенной стойкостью к деструкции. Предназначены для использования в высокофорсорованных бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей и фургонов, оборудованных TWC, DPF и допускающих применение снижающих трение, малозольных, маловязких масел с вязкостью при высоких температурах и скоростях сдвига выше 2,9 мПа. с. Обеспечивают продление ресурса катализатора и фильтра и обеспечивают экономию топлива.


С3

Масла, обладающие повышенной стойкостью к деструкции. Предназначены для использования в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей и фургонов, оборудованных TWC и DPF, продлевают срок эксплуатации TWC и DPF оборудования. Внимание: данные масла могут быть непригодны для некоторых двигателей. При применении необходимо руководствоваться инструкциями по эксплуатации техническими справочниками.


Е Е4

Масла стойки к деструкции, обеспечивают отличную чистоту поршней, эффективно снижают износ и препятствуют росту вязкости масла при накоплении сажи в процессе эксплуатации, стойки к старению. Предназначены для высокофорсированных дизелей грузовых автомобилей, удовлетворяющих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3 и Евро-4 по эмиссии токсичных веществ и работающих в особо тяжелых условиях. Могут работать с увеличенными интервалами между сменами, согласно рекомендациям изготовителей дизелей. Разработаны для использования в двигателях, не оборудованных фильтром твердых частиц выхлопа; для некоторых двигателей с системой рециркуляции отработавших газов (EGR(4)); для некоторых двигателей, оборудованных селективным катализатором нейтрализации отработавших газов (SCR(5)).


Е6

Масла стойки к деструкции, обеспечивают лучшую чистоту поршней, эффективно снижают износ и препятствуют росту вязкости масла при накоплении сажи в процессе эксплуатации, стойки к старению. Предназначены для высокофорсированных дизелей грузовых автомобилей, удовлетворяющих требованиям Евро-1, Евро-2 и Евро-3 по эмиссии токсичных веществ и работающих в особо тяжелых условиях. Могут работать с увеличенными интервалами между сменами, согласно рекомендациям изготовителей дизелей. Разработаны для использования в двигателях, оборудованных системами рециркуляции отработавших газов (как с фильтром твердых частиц выхлопа, так и без): для двигателей, оборудованных селективным катализатором нейтрализации отработавших газов (SCR). Именно категория Е6 удовлетворяет требованиям двигателя, оборудованного фильтром твердых частиц, и работающем на малосернистом топливе (до 50ppm).


Е7

Масла стойки к деструкции; обеспечивают особо высокую чистоту поршней; предотвращают полировку цилиндров, износ и образование отложений в турбокомпрессоре; уменьшают рост вязкости от накопления сажи; более стойки к старению. Предназначены для высокофорсированных дизелей грузовых автомобилей, удовлетворяющих требованиям Евро-1, Евро-2 и Евро-3 по эмиссии токсичных веществ и работающих в особо тяжелых условиях. Могут работать с увеличенными интервалами между сменами, согласно рекомендациям изготовителей дизелей. Разработаны для использования в двигателях, без фильтров твердых частиц, для большинства двигателей, оборудованных системой рециркуляции отработавших газов и селективным катализатором нейтрализации отработавших газов (SCR) .

Примечание:
(1) — TWC (Three Way Catalyst) — трехкомпонентный каталитический нейтрализатор.
(2) — DPF (Diesel Particular Filtr) — фильтр твердых частиц выхлопа дизельных двигателей.
(3) — Low SAPS (Sulphated Ash, Phosphorus, Sulphur) — масла с ограниченным содержанием зольных элементов, фосфора и серы.
(4) — SCR (Selective Cataltic Reduction) — селективный катализатор отработавших газов.
(5) — EGR (Exhaust Gas Recirculation) — система рециркуляции отработавших газов.

 


  • четыре категории для класса бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей - А1/В1; АЗ/ВЗ; АЗ/В4 и А5/В5;
  • три категории — С1; С2; С3 — для масел с ограниченным содержанием зольных элементов,фосфора и серы (SAPS oils) и двигателей с системами нейтрализации отработавших газов.

 

В новой классификации 2004 категории А (бензиновые двигатели) и В (дизельные двигатели легковых автомобилей и фургонов) объединены, как например, А3/В3, что приблизило их  к реальным сферам применения конечным потребителем.

 

Кроме того, введены новые категорий так называемых Low SAPS oils — масел с пониженным содержанием зольных эле¬ментов и с ограничениями по содержанию фосфора и серы. Введение отдельного класса таких масел связано с установкой на современные автомобили специальных устройств (для обеспечения норм по экологии) — катализаторов нейтрализации отработавших газов, чувствительных к составу топлива и моторных масел, вернее к продуктам их сгорания, попадающих в систему выпуска; работоспособность этого дорогостоящего дополнительного оборудования не обеспечивается при работе на маслах традиционного состава.

 

Некоторые изменения в 2004 году произошли и в Европейской классификации моторных масел для грузовых автомобилей: появились новые категории — Е6 и Е7, отменены категории Е3 и Е5. Категорию Е3 «поглотила» категория Е4, изначально обеспечивающая более надежную работу высокофорсированных дизелей в тяжелых условиях работы и отвечающая требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3 и Евро-4 по эмиссии токсичных веществ и экономичности работы двигателя (масла категории Е3 отвечали требованиям лишь Евро-1 и Евро-2). Категория Е5 «перешла» в категорию Е7 с некоторым изменением требований к противоизносным свойствам масел.

 

Введена новая категория Е6, специально разработанная для двигателей, работающих на низкосернистом топливе, оборудованных фильтром твердых частиц и требующих использования малозольных масел с ограниченным содержанием фосфора и серы. Для масел категорий Е6 и Е7 введен новый метод оценки противоизносных свойств цилиндропоршневой группы — Mack T-10 (вместо Mack T-9), использующийся для оценки масел категории API: СI-4 . Таким образом, категории E7 и CI-4 «приравнены».