Стандарт API

Двигатели различного конструктивного исполнения (например, бензиновый или дизель, с турбонаддувом или без него) требуют применения моторных масел конкретного уровня качества, определяемого, в основном, составом и концентрацией вводимых в него присадок.
Поэтому, определив требуемый класс вязкости моторного масла, потребитель должен выбрать его в категории (группе) масел с эксплуатационными характеристиками, необходимыми для конкретного типа двигателя.

Эксплуатационные характеристики масла (т. е., насколько масло подходит для данного двигателя) «зашифрованы» в виде информации о качественном соответствии масла определенной категории в классификациях:

  • АРI (Американский институт нефти);
  • АСЕА (Ассоциация европейских производителей автомобилей);
  • ААИ (Ассоциация автомобильных инженеров России).

Свои требования к качеству масел для определенного типа двигателей имеют также многие производители автомобилей, например, Daimler Chrysler, VW, ВАЗ, КамАЗ и др.
В таблице приведены категории и группы масел, по классификациям API (США), ACEA (Европа), ААИ (Россия) наиболее широко используемые для эксплуатации современного автомобильного парка России.

Масла, используемые для эксплуатации современного автомобильного парка в России

Двигатели Европа США Россия
ACEA API ААИ
в редакции 2002 г. в редакции 2004 г.

Бензиновые

А1, A2, A3

А1/В1, А3/В3, А3/В4

SH, SJ, SL, SM

Б4, Б5


Дизеля (легковые автомобили и легкие грузовики)

B1, B2, B3, B4, B5

А1/В1, А3/В3, А3/В4, A5/B5

-
-

Дизеля (тяжелые грузовики, автопоезда)

E2, E3, E4, E5

E2, E4, E6, E7

CF-4, CG-4, CH-4, CI-4

Д2, Д3

В таблице приведена классификация действующих моторных масел по спецификации API (в редакции 2004 г.)

Масла, используемые для эксплуатации современного автомобильного парка в России.

Класс API  Область и условия применения

Масла для бензиновых двигателей.


SJ

Масла для бензиновых двигателей, отвечающие высоким требованиям в отношении расхода масла в двигателе, энергосберегающих свойств (экономии топлива) и способности выдержи¬вать нагрев, не образуя отложений. Это позволяет эффективно эксплуатировать двигатели автомобилей, выпущенных в 1997 году и ранее, хотя масла данной категории предназначены для двигателей автомобилей, выпущенных до 2001 года.


SL

Масла, предназначенные для бензиновых двигателей, выпущенных в 2001 году, обладающие улучшенными антиокислительными, противоизносными, моющими и энергосберегающими свойствами.


SM

В дополнении к категории SJ улучшены антиокислительные и противоизносные свойства. Улучшены низкотемпературные свойства при продленных интервалах смены масла. Некоторые из  этих масел могут также соответствовать последней спецификации ILSAC (GF-4) и/или быть энергосберегающими (Energy Conserving).

Масла для дизелей.


CF-4

Масла, предназначенные для четырехтактных дизелей грузовых автомобилей, осуществляющих перевозки по автострадам. Обладают лучшими моющими свойствами, чем масла класса СЕ, и могут заменять их в дизелях, выпущенных до 1990 года.


CF-2

Масла, предназначенные для двухтактных дизелей транспортных средств, заменяют масла класса CD-II, обладают лучшими моющими и противоизносными свойствами.


CG-4

Масла, предназначенные для четырехтактных дизелей внедорожных машин и грузовых автомобилей, выполняющих нормы по выбросам токсичных компонентов, установленные в США с 1994 года. В сравнении с маслами класса CF-4 обладают лучшими моющими, противоизносными, анти¬коррозионными свойствами, меньшей вспениваемостью при высокой температуре и сочетаются с малосернистыми дизельными топливами (содержание серы менее 0,05%). Заменяют масла CF-4 в ранее выпущенных двигателях.


CH-4

Масла, предназначенные для четырехтактных дизелей грузовых автомобилей и внедорожной техники, выполняющих нормы по выбросам токсичных компонентов, введенные в США с 1998 года. В сравнении с маслами класса CG-4 обладают лучшей способностью предотвращать рост вязкости масла при большом накоплении в нем сажи. Обеспечивают чистоту составных поршней со стальной головкой и юбкой из легкого сплава, хорошо сочетаются с топливами, содержащими различное количество серы. Заменяют масла CF-4 и  CG-4 в ранее выпущенных двигателях, имеют больший срок службы.

При выборе масла для дизелей легковых автомобилей, лучше ориентироваться на европейскую классификацию АСЕА.