Выбор трансмиссионных масел и жидкостей

Основное назначение трансмиссионных масел – смазка высоконагруженных зубчатых механизмов силовых передач, подшипников и других деталей и узлов автомобилей.

Трансмиссионные масла должны обладать рядом характеристик, обеспечить которые могут только специально подобранные присадки. Для смазывания большинства передач необходимы масла с противозадирными присадками или присадками, предотвращающими износ, выкрашивание и другие виды повреждений. В зависимости от области применения, масло должно быть стойким к окислению и термически стабильным, а также противодействовать образованию ржавчины, коррозии и пенообразованию.

Вязкостные характеристики готового трансмиссионного масла должны соответствовать как высокотемпературным, так и низкотемпературным условиям окружающей среды. Ниже приведено описание нескольких спецификаций для определения физических и функциональных характеристик современных трансмиссионных масел.

Система SAE определяет текучесть масел для трансмиссий и ведущих мостов. Данная классификация организована так же, как для моторных масел, только классам вязкости присвоены более высокие номера:

  • зимние (70W, 75W, 80W, 85W) классы;
  • летние (80, 85, 90, 110, 140, 250) классы.

При указанных в таблице минусовых температурах вязкость масел должна удерживаться в пределах 150.000 сантипуазов, кроме этого масло должно удовлетворять определенным минимальным требованиям при 100°С, для масел других классов SAE предельные характеристики вязкости определены при температуре 100°С.

Вязкостная классификация SAE для трансмиссионных масел.

Класс SAE Макс. допускаемая для вязкости температура 150.000 cP , °С Вязкость cSt при 100°C, мин/макс
70W -55 4.1/-
75W -40 4.1/-
80W -26 7.0/-
85W -12 11.0/-
80 - 7.0/11.0
85 - 11.0/13.5
90 - 13.5/24.0
140 - 24.0/41.0
250 - 41.0/-

Эксплуатационная классификация по API.

Классификация масел для трансмиссий и ведущих мостов зависит от эксплуатационных условий и конструкции трансмиссии. Указателем класса API для трансмиссионных масел является GL (Gear Lubricant) с нумерацией от 1 до 5, цифры означают количество противозадирных присадок и области применения.GL-1          Трансмиссионное масло, не содержащее противозадирных присадок. Применяется в низкоскоростных трансмиссиях, подвергающихся легким нагрузкам и низким поверхностным давлениям.

GL-4 - Масло содержит мягкие противозадирные присадки и используется главным образом, для коробок с ручным переключением передач большинства автомашин.

GL-5 - Масло с очень высокой концентрацией противозадирных присадок для использования в тяжелых эксплуатационных условиях. Применяется в высокоскоростных гипоидных ведущих мостах большинства современных автомобилей и техники, работающих при высоких температурах и подвергающихся кратковременной ударной нагрузке.

Жидкости для автоматических коробок передач.

ATF (Automatic Transmission Fluid) наряду с тормозными жидкостями и жидкостями для гидроусилителей руля, являются самыми специфическими продуктами автохимии.

К ATF предъявляются высокие требования по вязкости, антифрикционным, антиокислительным, противоизносным и противопенным свойствам, поскольку автоматические коробки передач включают в себя несколько совершенно разных узлов: гидротрансформатор, шестеренчатую коробку передач, сложную систему управления.

Тип используемой жидкости, как правило, указан на масляном щупе автоматической трансмиссии или в паспорте автомобиля. В большинстве автомобилей с АКПП используется жидкость типа Dexron.

Dexron I, II, III - действующие в настоящее время спецификации жидкостей для автоматических коробок передач фирмы General Motors. Чем выше по значению римская цифра после слова Dexron, тем более современной в плане требований является трансмиссионная жидкость. Она не только включает в себя все предыдущие спецификации, но и ужесточает их.

Корпорацией General Motors также разработана и внедрена спецификация Allison C-4, определяющая требования к маслам, работающим в тяжелых условиях эксплуатации в грузовых автомобилях и внедорожной техники.