Стандарт SAE

Моторное масло является одним из основных функциональных элементов двигателя, во многом определяющим его надежность и эффективность работы.

Качество моторного масла и конструкция двигателя взаимосвязаны и дополняют друг друга. Поэтому совершенствование конструкции двигателя в направлении улучшения условий работы в нем масла и повышение качества самого масла обычно идут параллельно. Современные моторные масла — это высоколегированные смазочные материалы сложного, тщательно разработанного и сбалансированного состава. Их основой являются минеральные, полусинтетические и синтетические базовые масла, в которые введены специальные присадки, обеспечивающие те или иные функциональные свойства товарного масла или улучшающие свойства базового масла. Суммарное содержание присадок в маслах, как правило, составляет в среднем 10 – 15%.

Подбор масел по вязкостно-температурным характеристикам.

Важнейшей характеристикой смазочного материала является его вязкость. Благодаря вязкости, которую упрощенно можно охарактеризовать как «меру внутреннего трения» в жидкости, масло образует смазочную пленку между сопряженными деталями. Чем выше вязкость, тем толще эта пленка и надежнее смазывание. Однако чрезмерное повышение вязкости увеличивает потери на трении, что ведет к повышенному расходу топлива и осложняет пуск двигателя. При выборе масла необходимо иметь в виду, что вязкость – величина непостоянная: чем выше температура масла, тем ниже его вязкость. Летом, когда охлаждение двигателя затруднено, вязкость масла, из-за высоких рабочих температур, может снизиться до значений, приводящих к повышенному износу деталей и вплоть до выхода двигателя из строя. Зимой, при отрицательных температурах, вязкость масла может возрастать настолько, что пуск двигателя существенно затрудняется или становится невозможным.

Поэтому, при выборе моторного масла, в первую очередь, необходимо определить – какой класс вязкости наиболее подойдет для конкретного автомобиля с учетом его технического состояния и условий эксплуатации, т. е. необходимо выбрать масло с вязкостью достаточной для обеспечения надежной смазки при высоких температурах, и низкой – при отрицательных температурах, для обеспечения надежного пуска двигателя.
Класс вязкости моторного масла в обязательном порядке указывается на этикетке, наносимой на канистру и другую тару.

Наиболее полно вязкостно-температурные характеристики масел, т. е. их свойства при пуске двигателей при отрицательных температурах и возможность обеспечения надежного смазывания деталей при высоких температурах, описывается классификацией SAE J 300.

Классификация моторных масел по вязкости SAE J 300 общепринята в мировой практике и также используется в России (стандарт Ассоциации автомобильных инженеров России СТО 003—05 «Масла моторные. Классификация, обозначение и технические требования»).

В зависимости от вязкостных характеристик при положительных и отрицательных температурах моторные масла по SAE, делятся на классы вязкости, указанные в Таблице.

Классификация моторных масел по вязкости SAE J 300

Класс вязкости по SAE Низкотемпературная вязкость Высокотемпературная вязкость
Низкотем-
пературная (°С) пусковая вязкость, сПз *
max
Низкотем-
пературная (°С) прокачиваемость (вязкость), сПз**
max
Кинематическая вязкость, при 100°С***
min max
При высокой скорости сдвига, сПз, при 150°С и 106 c-1****
min
0W 6200 при -350С 60000 при -400С 3,8 - -

5W 6606 при -300С 60000 при -350С 3,8 - -

10W 7000 при -250С 60000 при -300С 4,1 - -

15W 7000 при -200С 60000 при -250С 5,6 - -

20W 9500 при -150С 60000 при -200С 5,6 - -

25W 13000 при -100С 60000 при -150С 9,3 - -

20 - - 5,6 9,3 2,6

30 - - 9,3 12,5 2,9

40 - - 12,5 16,3 2,9

40 - - 12,5 6,3 3,7

50 - - 16,3 21,9 3,7

60 - - 21,9 26,1 3,7

* — по ASTM D 5293
** — по ASTM D 4684
*** — по ASTM D 445
**** — по ASTM D 4683 или CEC L-36-A-90


Масла, имеющие в обозначении литеру «W», относятся к зимним. Например, «SAE 10W», «SAE 5W». В обозначении летних масел литера «W» отсутствует. Например, «SAE 20», «SAE 30». Всесезонные моторные масла имеют двойное обозначение. Например, «SAE 10W-30», «SAE 15W-40».
Чем ниже «зимний» показатель класса вязкости масла – т. е. чем меньше цифра (перед W – «Winter») – тем на более низкие пусковые температуры эти масла рассчитаны. Вторая пара цифр – «летний» класс – характеризует вязкость масла при высоких температурах. Как правило, класс вязкости хW-40 обеспечивает надежное смазывание деталей при температуре окружающего воздуха до +400С.

Вязкостные классы моторных масел, рекомендуемые для автомобильных двигателей в Российской Федерации приведены в таблице 2. Температурные пределы применения моторных масел на конкретных моделях автомобилей указаны в инструкции по их эксплуатации и ориентировочно на рисунке.

Применимость моторных масел в зависимости от климатических условий РФ

Классы вязкости Сезонность применения
SAE 10W
SAE 20W

зима, в северных районах
зима, в средней полосе


SAE 20, SAE 30, SAE 40
SAE 40, SAE 50

лето, в средней полосе
лето, в южных районах


SAE 0W-30 SAE 0W-40

всесезонно, в арктических районах


SAE 5W-30 SAE 5W-40
SAE 10W-30 SAE 10W-40
SAE 15W-30 SAE 15W-40

всесезонно, в северных районах и средней полосе


SAE 20W-40 SAE 20W-50

всесезонно, в южных районах

Для автомобиля с большим пробегом (с изношенным двигателем, у которого увеличены зазоры в сопряжениях) следует выбирать более вязкие масла (например, 10W-40 для зимы и 20W-50 для лета).

Применение масел разных классов вязкости в зависимости от температуры

Стандарт SAE